Выдающийся английский педагог XX в. Александр Сазерленд Нилл на страницах этой книги говорит со взрослыми - педагогами, родителями, вообще всеми, кто имеет дело с детьми, - о том, как и почему наши дети становятся `трудными` и несчастными, и о том, что мы, взрослые, обязаны сделать, чтобы этого не происходило. Книга будет особенно полезна будущим родителям и будущим педагогам - она может помочь им избежать многих трагических ошибок.
Александр Нилл – классик педагогики 20 века. Его часто называют философом педагогики, хотя профессиональным философом он, конечно, не был – он просто хотел создать (и создал) школу Саммерхилл, которая решительно противостояла традиционной системе образования. В обыкновенной школе Нилла возмущала сама идея "главное – знания"; он говорил о том, что заурядная школа не обращает внимание на самое главное: все на свете греческие языки, математики и истории не помогут сделать семью более любящей, детей – свободными от подавления, а родителей – свободными от неврозов. "Я полагаю, – писал Александр Нилл, – что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить безо всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться… С момента рождения ребенок оказывается опутанным сетью запретов, которые, подавляя его естественное поведение, вызывают у него многочисленные и многоразличные комплексы. В результате все человечество оказывается больным, те самые человеческие существа, которые хотели любить и быть любимыми, получают вместо любви ненависть и становятся ненавистниками". Школа, настаивал Нилл, должна обеспечивать детям свободу быть самими собой, – в Саммерхилле он отказался от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления. Успехи учеников оказались потрясающими. |