Мне больно!
Меню сайта
Ирина Ирис. Как проще и быстрее бросить курить?
Поиск
Все только и говорят о том, как зарабатывать на продаже статей...

А с чего начать новичку?

Кликните сюда и получите бесплатную  видео-инструкцию

Категории раздела
Мои статьи [179]
Список тегов
нлп (2)

Для подписки на обновления сайта введите ваш электронный адрес:

Delivered by FeedBurner

Главная » Статьи » Мои статьи

Будь героем! - 2
2. Доспех для Жертвы

Начало
 
Помните, я про ось идентичности говорила ? Так вот, герой бытовой обыкновенный - это такая Анти-Жертва. Рыцарь без страха и упрека, который все знает, все может, всегда впереди на белом коне. Атлант, без которого небо ррраз - и упадет. Очень независимая личность, приверженец идеи про «все сам, бля, без ансамбля», потому как никому, кроме себя, верить и доверять не стоит. А изнанкой всего этого сверкающего и лязгающего великолепия является вся та же идентичность жертвы. Которой ни с коня слезть, ни перекур от держания неба устроить, ни приблизиться к кому-нибудь – вдруг в зависимость затянут, не силком, так обманом?

И вот у такого героя (пол героя непринципиален) появляется ребенок… А вместе с ним – полный мешок того, чего лучше вообще бы не было.
Дети, как известно, зависимы от родителей. Тотально и витально. При этом в жертвенную изнанку героя бытового обыкновенного накрепко впаян опыт того, что зависимость – штука опасная, ничего там хорошего нет. Туда же инсталлирована память о том, каким образом он сам избавился от ужасов зависимости и судьбы жертвы. И начинается работа по воспитанию «самостоятельной и независимой личности». Путь проторен, способы известны, намерения – что хочется отметить – самые благие.
 
Тут, наверное, нужно небольшое отступление…
Почему столь привлекательным для таких людей выглядит именно путь героя?
 
Ну – как говорилось в старом анекдоте – «во-первых, это красиво!». Миф и Герое – который всех одолел, всех победил, со всем справился – чертовски популярен во многих европейских культурах (подразумевается, что после того, как одолел, победил и справился, Герой зажил долго и счастливо, реально же все мифы обычно заканчиваются в том месте, где Герой сделал свое дело – Герой может гулять смело).
Ничуть не менее популярен и миф и ребенке или подростке-герое, спасающем взрослых от их нехилых взрослых проблем и выгребающим за великовозрастными дядями и тетями последствия их великовозрастных косяков ."Крапивинские мальчики" стали для школьников поколения 70-х, по большому счету, профилем той же самой булочки, которой любили пичкать юную поросль педагоги советских времен: "в нашей школе на самом видном месте висел стенд, где большими буквами были перечислены известные люди, которые в наши годы... Гайдар в 16 лет командовал полком. Леся Украинка, кажется, стихи гениальные писала в 14... А уж всякие Кати Лычевы вызывали жуткое чувство зависти. А, еще Ника Турбина была, которая уже в дошкольном возрасте стихи сочиняла. И книги, фильмы - все было на этом построено. Вот другие дети в твоем возрасте бегают, прыгают, плавают, в космос летают, шпионов ловят, в кино снимаются... А ТЫ?"
 
То есть, примеров на тему «делать жизнь с кого» - пруд пруди; хватай любой и пытайся соответствовать. Окружение подсобит.
 
Подсобление заключается преимущественно в отношении, которое родители-герои демонстрируют к ребенку в ситуациях, когда дитя выглядит не по-геройски – испугано, растеряно, обижено, на что-то жалуется, из-за чего-то плачет… Что происходит в таких ситуациях с родителем, в жизненном опыте которого отсутствуют примеры хорошего прохождения подобных ситуаций? С родителем, который в собственном детстве оказывался в аналогичных ситуациях лишенным поддержки и помощи собственных родителей. И неважно, почему именно это происходило – родителей в принципе не было; или их было, да им дела не было до чувств ребенка; или дело было, да сил-времени не было, приходилось вкалывать по 12-16 часов в сутки, пытаясь хоть как-то свести концы с концами… Это как с чувством голода – пониманием того, что еды нет по объективным причинам, не насытишься.
 
Итак, опыта нет. Опереться в этом месте получается не на что. Что, как и в каком порядке делать, чтобы оно было правильно – неясно. И возникает в этом месте чувство растерянности. Очень большое чувство очень большой растерянности. Вслед за ним – страх того, что блестящий и безупречные геройские латы вот-вот осыплются мелкими чешуйками, и из-под него проглянет живой человек, растерянный, беспомощный, не знающий, как срочно исправить эту ситуацию. А этот набор чувств – чтоб вы знали - для героя бытового обыкновенного абсолютно недопустимый. Очень жуткий и очень стыдный. Потому как именно от этого набора он много лет драпал во все лопатки, впаивал в живого себя собственноручно кованый доспех, основным назначением которого было – отгородить его от встречи с подобными переживаниями.
 
Да-да, всяческие «мужчины не плачут» и «терпеть не могу, когда ты ревешь!» - тоже оттуда же.
 
И вот, в попытке защитить себя от этих невыносимых переживаний – своих и чужих - запускается процедура экстренной ликвидации источника этих переживаний. Благо, что способы известны. Наказать. Запретить. Осмеять. Обесценить. Объяснить, что повода для таких переживаний нет, а, значит, и самих переживаний быть не может. А если они есть – то за них должно быть стыдно. Любыми способами внушить ребенку, что отчаяние и беспомощность – это чувства, не имеющие права на существование.
 
Часто рассказы людей, травимых в детстве одногруппниками-одноклассниками, заканчиваются словами: «я до сих пор не могу понять, почему родители не перевели меня в другую школу (другой детский сад)». Усекаете, да? То есть, к тому возрасту людям уже не забредала в голову мысль о том, что они могут получить от кого-то из взрослых – родителей, учителей, воспитателей – защиту и помощь; что кто-то из них может встать на его сторону. Виделся лишь один путь – спасаться из возникшей ситуации бегством. Но и этот путь оказывался отрезан железной родительской рукой.
 
 
Вот так и куются, ряд за рядом, очередные колечки для очередного геройского доспеха очередной жертвы. Полученными от старших посланиями «мы бросаем тебя беспомощного, и выживай, как знаешь». А куда деваться? Приходится выживать. Назвался героем – полезай в латы.
 
Напоследок – еще один существенный момент.
 
«Герой» и «комфорт», как вы понимаете, есть понятия несовместимые. Герой должен совершать подвиги. В идеале – 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Но, поскольку идеал недостижим, то – так уж и быть – с небольшими перерывами на сон и еду. В противном случае ты теряешь право именоваться героем и превращаешься в сытое мурло мещанина.
 
Для сооружения подвига – обычного, бытового, хронического – годится любой подручный материал:

- вкалывать по те самые 12 часов в сутки без выходных и проходных, ибо все прочие – безответственные идиоты, если их хоть один раз не проконтролируешь, так все прахом пойдет;
 
- вытворять то же самое не в служебных, а в семейных интерьерах;
 
- терпеть дискомфорт в отношениях до тех пор, пока накопившийся негатив сорвет крышу и отношения разлетятся в мелкие дребезги;
 
- болеть, мужественно терпеть, страдать, преодолевать – и не идти к врачу («что они понимают, коновалы!») до тех пор, пока не сляжешь полутрупом;
 
- поставить себе цель сделаться Самым Большим Начальником – и переть к этой цели, обрастая по пути гипертониями, язвами, инсультами, сложностями в личном и семейном плане;
 
- «положить жизнь» на кого-нибудь – мужа, детей, начальника – при обязательном условии, что тот, на кого кладут, об этом ни разу и не просил…
 
И так далее, и тому подобное. Мало ли есть в мире того, обо что можно долго и тщательно убиваться….
Автор - Алёна Лукьянова
 
Из комментариев:
 
youkee
что я сейчас с ужасом вспоминаю, так это то, что лет в 15-18 я на полном серьезе думала: "вот если у меня будут дети - не помешает им подобную школу жизни пройти, чтобы стали сильнее и научились жалеть слабых." вроде как, не окажись они хотя бы раз в позиции слабого - непременно вырастут жестокими и злыми (как те дети и взрослые с которыми конфликтовала я). а пройдя через конфликт в роли жертвы - они вроде как должны стать и сильными, и добрыми-милосердными (чтобы жалеть таких, какой была и я).
и родителям я была, естественно, изо всех сил благодарна и все такое...

вот такие последствия "героического воспитания".

к счастью, к моменту появления детей я уже это нормой не считала...

и вот что еще интересно: при всем героическом подходе "мы тебя оставляем, выживай, как хочешь", родители аккуратно вкладывали мне в голову то, что я существо беспомощное и никуда не годное и без них непременно пропаду, т.е. гиперопека имела еще какое место.
т.е. оставляя меня один на один с проблемами в решающие моменты, все остальное время мою жизнь они старались контролировать из побуждений "как бы чего не вышло". казалось бы - противоположные "методы воспитания", а уживались вместе отлично...
 
lual
"казалось бы - противоположные "методы воспитания", а уживались вместе отлично..."
- "Отнюдь, - сказала графиня".(с) Они не противоположные, они взаимодополняющие. Поскольку ГБО (герой бытовой обыкновенный) - это личность не самостоятельная, а псевдо-самостоятельная. Посему и детей такие личности растят в аналогичной схеме псевдо-самостоятельности. Другой-то нету.
 
itzpapalotl_tm
---т.е. оставляя меня один на один с проблемами в решающие моменты, все остальное время мою жизнь они старались контролировать из побуждений "как бы чего не вышло". казалось бы - противоположные "методы воспитания", а уживались вместе отлично...

По-моему, это модель такая.
Они же не человека растят, который как-то там потом должен будет самостоятельно жить. Они (бессознательно, конечно, хотя после урадуловских комментов уже ничему не удивлюсь, но обычно - бессознательно) растят продукт потребления. Для себя. Чтобы потом всю жизнь его потреблять. Это его основное свойство, а то, что он при этом должен будет как-то сам по себе еще и жить-выживать - свойство побочное.
А для этого нужно, чтобы он: а) не грузил своими проблемами, а то ведь, упаси Бог, он может попытаться на родителей их повесить (не так важно, чтоб он мог проблемы решать, главное - чтоб сидел с ними тихо и не создавал дискомфорта); б) чтобы он был зависим. Поэтому да, человека всегда будут бросать наедине с серьезными проблемами, но уж по мелочам весь мозг проимеют. А чтоб: а) не напрягал и ничего не ждал от, б) знал свое место.
Поэтому будут годами не замечать, что ребенка травят в школе, зато выросшему ребенку при каждой встрече устраивать выволочку за то, что он в свою собственную квартиру (!), где живет один (!) до сих пор не купил шкафа. А просто так, для порядка. Чтоб себя не забывал. И т.д.
 
ira_mf
отдельное спасибо про упоминание о крапивинских мальчиках - паззл сошелся я-то все думала, откуда у меня нежная любовь долгое время была к Крапивину.

lual
- У меня тоже.:) По-моему, подобное чтиво очень популярно среди людей с темой нарушенной безопасности. А она, получается, нарушена у абсолютного большинства людей рождения 60-70х, социальные условия тех времен уж больно таким нарушениям способствовали.
 
boevaya_p0druga
Я на Крапивина обиделась лет в 20. Когда переросла. И до сих пор не могу его читать. Так же сильно не люблю, как когда-то любила. Объясню, в чем соль.
Ложь. Тыщи ставсиков, Славок живут на свете, в школе их травят, дома - наплевательство на серьезные проблемы и внимание к мелочам. Мамы их продают за три копейки и тут же покупают обратно. Тихие, забитые, книжные дети. Находят они, например, "Белый шарик матроса Вильсона" или "Трое с площади Карронад" и начинают читать. Ба, да это же все про меня! Ну-ка, может, дядя-писатель научит, как надо жить, чтобы было хорошо? Или подскажет, где таких же бахнутых найти? Где выход, выход-то где? А нет выхода. Крапивин загоняет героев в ситуации крайнего отчаяния - и "спасает" с помощью машинного бога. Вот прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете примчится ДРУГ и разом решит все проблемы. Ага. ЩАЗ! Где вы такое видели в жизни? Если это сказка - то нефига так детально прописывать реалии повседневности. Если же документальная повесть - изволь показать читателю, как выбираться из ямы. Иначе грош цена такому детскому писателю.
То есть получается, что человека обманули. Не верь! Не воспринимай сказку как правду! Даже если она очень похожа на правду. ТЕБЕ в этой жизни ничего не обломится. Крапивинские мальчики живуть на другом глобусе.
У него самого в одной из книг было хорошо расписано отношение подростка к книгам. "Поймают шпиона или не поймают, - что от этого изменится в жизни Гошки-Петеньки, Кошака?" Действительно, что в твоей жизни изменится от прочтения такой книги? Да ничего. Только тоска по Несбывшемуся станет еще сильней, а собственная жизнь будет казаться еще гаже. Вот так. Извините, что встреваю. Наболело.


Источник: http://lual.livejournal.com/93553.html
Категория: Мои статьи | Добавил: misstrell (04.12.2011) | Автор: Алёна Лукьянова
Просмотров: 1017 | Комментарии: 2 | Теги: Как не быть жертвой, мне плохо, самооценка личности, плохие родители, детские психологические травмы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 CaraMia  
0
Да, когда у меня были какие-то проблемы в школе с др. учениками или ещё какие-то, тоже даже в голову не приходило, что к их решению должны подключаться родители. Хотя родители знали о проблемах, они ничего не предпринимали и это казалось естественным.

Сейчас вспоминаю, что отец гордился случаем, который многократно рассказывал. В его первый школьный день родители сказали: "Ну всё, сынок, теперь мы тебе не помощники". Или что-то в этом роде. И каким он стал самостоятельным молодцом. Не обращала раньше внимания, а сейчас задумалась над связью этого случая с моим.

Да, убогие подробности, связанные с моим детством, продолжают вылезать...

И ещё хочу сказать. Эти люди, "герои", пытаются обесценивать страдание. В первой части статьи был пример этого (варианты: а кому легко?, а как все остальные?, жизнь такая...). Оттого, что жестокость часто встречается, она не перестаёт жестокостью быть.

1 giva  
0
Спасибо, теперь понятно откуда у меня такое наплевательское отношение к себе, включая собственное здоровье и черезмерная ответственность за благополучие других, даже посторонних людей.

Имя *:
Email *:
Код *:

 Подписывайтесь на обновления сайта!

Объявления
  • Юридические консультации от 500 рублей по вопросам гражданского, жилищного, семейного права. Любого уровня сложности. Письменно и устно. От профессионала
  • Друзья сайта
  • Дети-травматики
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright Мне больно! Нелюбимые дети. Нелюбящие родители. 2010 - © 2024 Конструктор сайтов - uCoz