Курс "Жизненно важная связь" - Занятие 1
Возможно, некоторые помнят, что летом я занималась на семинарах у Гордона Ньюфелда (Gordon Neufeld). У этой истории есть продолжение. Сейчас я дистанционно учусь в его институте, недавно собрала мини-группу и в прошлое воскресенье провела первое занятие из видеокурса «Сила быть родителем» (Power to Parent). Курс разделён на три части, по восемь занятий в каждой. Первая часть называется «Жизненно важная связь» (The Vital Connection).
Группа у меня замечательная, три прекрасных мамы плюс я. Впервые обсуждала этот материал на русском языке (сам видеокурс на английском). Материал оказался очень востребованным (кто бы сомневался) и после просмотра вызвал живейшую дискуссию.
Курс сфокусирован на том, чтобы углубить понимание родителями важности привязанности. Основная идея – чтобы быть для наших детей теми родителями, в которых они нуждаются, мы должны быть с ними в правильных отношениях.
Об этом ещё буду писать (надеюсь много), а теперь - о первом занятии. Рассмотрели и обсудили несколько взаимосвязанных тем и тезисов.
Какого ребёнка легко воспитывать? - Об этом подробнее тут .
Правильные отношения можно назвать одним словом – привязанность. Привязанность – это желание близости (не обязательно физической, напротив, более развитые формы привязанности позволяют быть близкими в разлуке, на расстоянии). Потребность в привязанности - базовая эмоция для всех млекопитающих.
Именно привязанность к нам наших детей позволяет нам эффективно выполнять наши родительские функции. Потому что привязанность существует, чтобы облегчать состояние зависимости. Один заботится, о другом заботятся. Привязанность делает эту зависимость приятной и лёгкой. Чтобы мозг ребёнка нормально развивался, он должен находится в состоянии зависимости, в состоянии покоя, зная, что о нем заботятся, что его принимают только за то, что он существует, он может спокойно исследовать свои глубины.
Привязанность существует на нескольких уровнях:
1) чувства,
2) подражание,
3) принадлежность, лояльность,
4) любовь,
5) чувство важности для другого,
5) чувство, что тебя знают.
Если всё идёт по плану (природному) то родитель всегда находится в позиции альфы, ребёнок подчинён, ребёнок нормально развивается и различные уровни привязанности позволяют ему в конце-концов стать независимым, не теряя привязанности. В прошлом привязанность в огромной степени обеспечивалась культурной средой. Но за последние 100 лет культурная среда изменилась, а родительские практики остались те же.
Когда ребёнок к нам не привязан или привязан не достаточно сильно, то быть его родителями становится неимоверно трудно. И тогда:
- мы начинаем считать, что нам трудно быть родителями потому, что мы чего-то не умеем, не знаем, не достаточно образованы как родители. Нам проще признать собственное невежество, чем импотенцию. На этом нашем самообмане с удовольствием кормится издательский бизнес. Книги о том, что надо делать, чтобы ваш ребёнок вёл себя так, как вам хочется, выходят миллионными тиражами и занимают 95% рынка «литературы для родителей».
- многие родители попросту складывают руки в бессилии и самоустраняются от воспитания детей задолго до того, как те перестают в них нуждаться. Причём заметна тенденция «омоложения» детей, родители которых обьявляют их невоспитуемыми. Если раньше речь шла, в основном, о подростках, то сейчас всё чаще речь идёт о совсем маленьких детях и уже даже термин придумали для таких детей - «дети индиго». Брр.
- при недостатке природной силы, для воздействия на детей, мы начинаем применять силовые методы, ищем способы психологического и физического давления.
Разница между естественной силой, которую даёт нам привязанность, и искусственными способами давления на ребёнка огромна.
Когда есть привязанность, нам не надо бравировать нашей силой и ресурсами, послушание ощущается ребёнком, как естественное состояние, и не унижет его чувство собственного достоинства, ребёнок не капитулирует, а прислушивается к авторитету, а мы сами ЗАБОТИМСЯ о ребёнке, а не утверждаем свою власть НАД ним.
Заключение: родителям надо работать над привязанностью, чтобы привязанность могла работать на них.
Ольга Писарик
Источник: http://olgapisaryk.livejournal.com/88036.html |