Мне могут возразить: нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. Это звучит примерно так: "Я чувствую благодарность к своему отцу за то, что он из меня сделал человека, хотя и применял физические наказания. Он это делал для моей же пользы. Теперь я его понимаю. Поэтому я намереваюсь избивать моего сына. Вырастет - поймет..." Перед нами цепочка: человек, подвергавшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему сыну, который, разумеется, тоже вырастет насильником.
Итак, "правила" Алис Миллер, как воспитать ребенка с "убитой душой", как убить его душу:
1. Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.
2. Они определяют, что хорошо и что плохо.
3. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся - виноват он.
4. Родители всегда должны быть защищены
5. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
6. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.
7. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, чтобы он " не заметил" этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.
Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть следующими: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание ребенка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания.
Основываясь на этих "правилах", "отравляющая педагогика" выдвигает следующие установки:
* любовь - это обязанность;
* родители заслуживают уважения только потому, что они - родители;
* дети не заслуживают уважения просто потому, что они - дети;
* высокая самооценка вредна;
* низкая самооценка делает людей альтруистами;
* нежность (сильная любовь) - вредна;
* удовлетворять детские желания - неправильно;
* суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни;
* притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;
* то, как вы себя ведете, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;
* родители не переживут, если их обидеть;
* родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
* родители всегда правы.
Если добросовестно следовать "правилам" "отравляющей педагогики", результат гарантирован. Вы получаете ребенка с "убитой душой", который, вырастая, сам становится "душегубом".
Что же делать? Алиса Миллер не была бы хорошим психологом, если бы не понимала, что причины такого "воспитания" не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев. Значит , у них у самих есть причины делать то, а не иное. Они совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка. "Для твоего собственного добра", - говорит да и думает такой родитель, калеча своего ребенка.
Среди родительских мотивов могут быть:
1. Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами.
2. Потребность найти выход для подавленных чувств.
3. Потребность обладать и иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования.
4. Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения родительских педагогических принципов на своего собственного ребенка
5. Страх появления того, что было подавлено, того, на что наталкиваются в своих собственных детях, того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.
6. Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
Очевидно, что если хотя бы один пункт из перечисленного присутствует, шанс превратить "отравляющую" педагогику в "хорошую" очень проблематичен. Все это не значит, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. При нормальном воспитании ключевыми моментами должны быть уважение со стороны взрослых, терпимость к детским чувствам, естественность педагогических воздействий, т. е. зависимость от педагогических принципов. Что здесь имеется ввиду?
Педагогические принципы, считает Алиса Миллер, есть обобщение чьего-либо педагогического опыта и как отправная точка освоения чужого опыта вполне годятся. Однако каждый из нас примерно знает, как воспитывать детей. Это знание содержит правила и принципы, по которым воспитывались мы сами и которые, вероятнее всего, мы будем реализовывать на своих детях. Кроме того, любая реальность всегда богаче, чем любой принцип. Поэтому на принципы иногда можно опираться, но не стоит подчинять им живое многообразие человеческих проявлений, и тем более ставить принципы во главу угла при воспитании. Принципы создаются для описания, структурирования действительности, но они начинают функционировать деструктивно, если действительность приносится в жертву. Если нет чувства реальности, любой принцип может быть доведен до абсурда.
В каких случаях родители и педагоги не могут быть независимыми от существующих педагогических принципов?
1. Если взрослые рано научились игнорировать свои чувства, не принимать их всерьез, испытывают дефицит чувствительности, необходимой для успешного воспитания ребенка, они будут стараться применять готовые педагогические принципы как подпорку (костыль). Поэтому при определенных обстоятельствах они не проявят нежности из-за страха избаловать ребенка, в других случаях скроют обиду, потому что это противоречит психологическим принципам воспитания.
2. Если взрослые, будучи детьми, научились никогда не осознавать своих собственных чувств или не иметь своих собственных интересов, так как это право никогда не давалось им, они будут чувствовать себя неуверенно и зависимо от "фирменных" педагогических правил.
Пример: человек в воспитании сына старался руководствоваться принципом, что ребенка нужно воспитывать "в строгости" ради его же блага и не считаться с его желаниями и обидами ("чтобы не избаловать"). Естественно, что выбор этого принципа был связан с его личной семейной историей. В итоге отец, который в детстве часто был обижен, предпринимает жесткие и даже насильственные меры, заставляя свего ребенка обидеться, для того, чтобы, может быть, в первый раз в жизни удовлетворить свою собственную потребность в уважении.
Но такое поведение не исключает периоды мазохистского поведения, когда тот же самый отец мирится с любым поведением сына, так как он никогда не учился обозначать границы своей терпимости (не умеет сказать "нет"). Это чувство вины, предшествующее несправедливому наказанию, ведет к необычному попустительству, вызывающему резкое возрастание чувства тревоги у сына, который не мог понять, каков же отец на самом деле. Усиливающаяся агрессивность ребенка в конце концов провоцирует отца сменить установку. В завершение ребенок начинает играть садистическую роль по отношению, например, к бабушке и дедушке, а отец " с чистой совестью" позволяет себе рукоприкладство.
В противоположность "отравляющей педагогике", гораздо труднее определить черты позитивной педагогики. Тем не менее, можно сформулировать некую декларацию, на которой должна базироваться любая позитивная педагогика:
1. уважение к ребенку
2. уважение к его правам
3. терпимость к его чувствам
4. желание узнавать из его поведения:
а) о естественной индивидуальности ребенка;
б) о ребенке в самом родителе;
в) об эмоциональной жизни ребенка.
Источник: http://www.rubstein.ru/lib/pedagog.html