О причинах болезней и зависимостей.
Отрывок из предисловия Алис Миллер к новому изданию «Драмы одаренного ребенка»
Многие авторы пытаются избежать боли собственного детства, проповедуя прощение, дисциплину, доброжелательность, "духовность" к себе и другим, как если бы эти методы могли аннулировать правду, хранящуюся в теле. Но тело не может быть обмануто; оно знает нашу истинную историю очень точно. Интеллектуальные обобщения не могут помочь нам получить доступ к тайнам, с которыми мы подсознательно жили в течение многих десятилетий. Эти тайны должны сначала быть отчетливо выражены через наши чувства, потому что будучи младенцами, которые должны были подавить свою боль и беспомощный гнев, мы были неспособны к размышлению: мы могли только чувствовать. Используя гипноз, чтобы восстановить воспоминания, без осознанного испытывания сильных эмоций и без понимания оправданного насилия над ребенком, мы, таким образом, не получали помощи.
Другие подходы сосредоточены на том, чтобы просто выплеснуть чувства с целью освобождения, чтобы избавиться от них. Если у нас нет храбрости, чтобы устоять перед чувствами, которые были нами подавлены, они в таком случае продолжат блокировать наше развитие и угрожать нашему физическому здоровью. Мы должны испытать их, объединить их в контексте нашей полной истории жизни, и остаться открытыми для появления новых чувств; иначе мы будем продолжать оставаться изолированными от информации, которую они должны нам дать. Будучи детьми, мы не имели никакого другого выбора, кроме как научиться подавлению (вытеснению из сознания) их, чтобы выжить. Будучи взрослыми, мы можем – и должны – приветствовать и помогать прекращению этого подавления, если мы хотим прожить свои жизни более свободно и осмысленно, и избежать того, чтобы подвергнуть наших собственных детей тому, что сами давно подавили, но все еще несем внутри себя.
Читатели Драмы иногда пишут мне, описывая фактические физические реакции, которые они имели, читая книгу. Я нахожу эти отзывы ободряющими, потому что они указывают, что эти люди не были уведены в сторону интеллектуализирования; вместо этого, сам процесс чтения книги сделал их опыт доступным, так, чтобы они могли начать узнавать то, что фактически случилось с ними. Один читатель описал, как он имел внезапный приступ судорог в животе, читая определенный отрывок, и в гневе отбросил книгу. Только тогда, когда прорыв слез ясно дал понять ему связь между его судорогами в животе и этим прочитанным отрывком, и когда он позволил себе испытывать сопутствующие чувства, это привело к тому, что его судороги исчезли. Он смог тогда взять книгу снова.
Некоторые авторы-врачи, которые работали с людьми, страдающими от опасных для жизни болезней пытались помочь им выздороветь, говоря с ними об их "эмоциональных проблемах." Эта так называемая "медицина любви", действительно, в некоторых случаях, кажется, обеспечивает временное облегчение. Я могу предположить, что это принесло бы какую-то меру надежды больному раком, например, услышать впервые, что его болезнь имеет некоторую связь с его душой, с его мыслями и чувствами. Но только сказать человеку, что его эмоциональная жизнь влияет на его рак, недостаточно. Если не поощрять и не помогать ему обнаружить свою собственную, конкретную историю, если он не научится чувствовать полный диапазон эмоций и оставить и свои иллюзии, и предательство самого себя, простое обсуждение его эмоций не может помочь процессу исцеления. Надежда наиболее вероятно или исчезнет или станет бесполезным щитом против признания продвижения болезни.
Что обычно слышат очень больные пациенты: призывы к прощению, аффирмациям и медитациям. Им говорят «иметь положительные мысли» и быть любящими и уверенными (бравыми) - все те же традиционные требования, которые ребенок однажды принял на себя, чтобы защитить своих родителей, скрывая их насилие, и это повлекло за собой его болезнь. Если нам не разрешают почувствовать и выразить то, что случилось с нами, наши жизни становятся бессмысленными.
Большинство больных раком живет – и умирает – поддерживая идеализированное изображение в противоречии с болезненной правдой их прошлого. Они гордятся тем, чтобы являются решительными и альтруистическими, не требуя чего-либо для себя. Только их болезнь стремится выразить почти погашенную надежду на то, чтобы быть услышанными и понятыми. Никто не хочет знать эту историю, однако это могло бы напомнить докторам, медсестрам, и волонтерам из хосписов их собственное болезненное, похороненное прошлое. Сам пациент не осознает того, насколько он голоден, как он жаждет не только привязанности, но также и правды; и он не понимает, что он сам - единственный человек, который может избавить себя от своего тяжелого положения, от своего опасного самоотречения.
Доктора были бы в состоянии помочь еще многим людям возвратить здоровье, если бы они были лучше информированы, если бы они знали, что человек может оправиться даже от тяжелого заболевания, если он готов прожить свое прошлое, вместо того, чтобы умереть в сопротивлении - и если у него есть инструменты, чтобы начать делать это.
Я знаю о человеке, который был воспитан в атмосфере постоянного террора, смешанного с лицемерием, и все же он слишком боялся, и был под очень глубоким влиянием моралистических и религиозных идей, чтобы позволить себе почувствовать отчаянный (яростный) гнев, который это плохое обращение вызвало, и он был похоронен вместе с ним. Хотя его родители умерли несколькими годами ранее, он был все еще так запуган ими, что единственный способ, которым он мог выразить свой невысказанный, неосознанный гнев, состоял в том, чтобы направить его против себя и заболеть раком лёгкого. Так же, как прежде делали его родители, он подсознательно отвергал (забраковывал) и себя, и свою жизнь, хотя сознательно он сделал все, что мог, чтобы выжить, включая соблюдение диеты сыроедения. Режим, которому он следовал, принес ему полное восстановление от рака.
К сожалению, однако, бремя его неосознаваемого отчаяния было более сильным, чем его сознательное желание выжить. Он бросил диету очень скоро после своего восстановления, даже несмотря на то, что полагал, что она помогла ему почти чудесным образом, и у него развился другой вид рака, который в конечном итоге вызвал его смерть.
Этот пример не предназначен для демонстрации бесполезности сырой пищи для выздоровления от рака, он предназначен для того, чтобы показать: чтобы решительно противодействовать опасной для жизни болезни, наряду с любым средством, Вы должны быть настроены спасти свою жизнь – единственную, которую Вы имеете – потому что Вы действительно хотите прожить ее, как на подсознательном, так и на сознательном уровне. Прочувствовать Ваш законный гнев – фактически, сильное и эффективное оружие. Это не является разрушительным; чувства, которые не подавляются, которые вместо этого сознательно испытаны, никогда никого не убивают.
Фактически, большинство болезней являются ничем иным, как языком, единственно доступным (разрешенным) оскорбленному ребенку, который представлен телом взрослого человека. Как еще правда замученного, нежеланного и преданного ребенка, может найти выход в нашем обществе? К сожалению, однако, понимание этого языка, похоже, все еще под запретом. Ученые старательно воздействуют на иммунную систему в надежде обнаружить способ одурачить ее раз и навсегда, и при этом сохранить внутреннюю правду пациента навсегда скрытой.
Однако болезнь может быть сигналом, тревогой, способом напомнить нам об очень ранней стрессовой ситуации (ситуации страдания). Если мы желаем стать перед лицом этого страдания, отыскать его причины, мы не нуждаемся в косвенном языке иммунной системы, и мы можем быть вылечены, даже и без медикаментозных средств. Авторитеты медицины/здравоохранения едва ли поддержат нас на этом пути, потому что они все еще не осведомлены о его существовании.
Наркоман рискует стать преступником и социально-дискриминируемым только для того, чтобы избежать столкновения с правдой, хранящейся в его собственном теле. Он пытается снова и снова обмануть свои клетки при помощи увеличения количества наркотических веществ. Поскольку общество в целом, включая большинство профессионалов, игнорирует или отрицает действительность его страдания, он столкнется с "решениями", которые создают видимость, что помогают ему, но не обеспечивают реальной помощи.
Некоторые профессионалы утверждают, что свободный доступ к героину может уменьшить преступность, и что оральное использование метадона, замена препарата, может уменьшить риск СПИДа, потому что тогда можно легче избежать заражения грязной иглой. Даже если эти предположения оказались бы верны, ключевая проблема наркомана (физическое стимулирование, чтобы ошеломить себя (вызвать онемение чувств)) и фактические причины его тяжелого положения в таких рассмотрениях полностью упускаются из вида.
Каждый вид зависимости – это способ избежать воспоминаний о собственной болезненной истории жизни. И каждый наркоман может преодолеть свою зависимость, если она или он действительно готовы посмотреть в лицо своим воспоминаниям. Манипулятивные средства системы здравоохранения не помогают. Пока человек предпочитает жить в постоянном страдании, а не предстать перед своей собственной историей, никто не может помочь ему. Но пока кто-то остается неинформированным из других доступных источников, мы не можем знать того, что он мог бы быть в состоянии сделать, как только общество прекратило бы поощрять его слепоту. Это не только стремление избавить кого-то от зависимости, которое может действительно освободить человека, как это утверждают Анонимные Алкоголики; это - желание и намерение найти и устранить причины зависимости, которые всегда являются спрятанными в детстве.
Общество предлагает нам богатую палитру приемлемых альтернатив разрешению себе чувствовать или осознанию причиненного нам ущерба, и замешательство, в которое ввели нас родители, – это нарушение, которое они вызвали в нашем развитии и очень уязвимых организмах. Мы можем попытаться уклониться от этих простых, но болезненных фактов при помощи генетической теории или утонченных умозрительных рассуждений (спекуляций). Например, мы можем опровергнуть идею причинной связи как старомодное, механистическое мышление и представить наше отрицание в виде "новой", "научной" парадигмы для постмодернистского мира, основанной на "философии" Программы 12 Шагов.
Или мы можем держать наши воспоминания заблокированными, объявив войну логике и став приверженцами иррациональности. Мы можем оставить собственно личность (то есть, оставить наши собственные чувства и историю), и стремиться достигнуть Нирваны, или слияния с "Целым", пребывая в медитациях. Мы можем написать тома прозы, и таким образом сбить с толку многие миллионы людей.
Мы можем путешествовать по миру, используя дарованный нам авторитет, препятствуя тому, чтобы верующий практиковал контроль над рождаемостью, чтобы родилось еще больше нежеланных детей, - детей, которые позже будут отвергнуты и унижены.
Мы можем мобилизовать целые нации, чтобы бороться друг против друга; мы можем вести войны и поднимать флаг победы. Почему бы и нет? Унижать других, в конце концов, легче – намного более легко – чем чувствовать ужасное унижение беспомощного ребенка, которым мы однажды были.
Бегство от прошлого – это наш образ жизни, и миллионы с благодарностью принимают его награды. Делая выбор, кто из нас не предпочел бы продолжать убегать от нашей истории? Но для некоторых бегство больше не срабатывает. Люди хотят узнать, кто они и как они стали тем, кем являются.
Introduction to the Revised Edition [1995]
ALICE MILLER The Drama of Being a Child
|