Трейлер фильма:
Посмотрела фильм «Волчок» Василия Сигарева и его обсуждение на программе А. Гордона «Закрытый показ». Это фильм о том черном глубоком ужасе, что творится в душе у постоянно отвергаемого, унижаемого, нелюбимого ребенка. И о той неистребимой любви, которая живет в его сердце, несмотря ни на что. Мать, которая вообще ничего не чувствует к дочери, кроме нескрываемого раздражения и злобы, если вдруг девочке удается привлечь к себе ее внимание. Ни одного доброго слова, ноль внимания к ее миру, ее потребностям и чувствам, только презрение и злоба. Она даже говорит с дочерью, как говорят с опущенными на зоне, постоянно указывая ей на ее место, и с таким сладостным удовольствием унижает ее и говорит ей всякие гадости! И все время только и знает, что убегает от нее к любовникам, к пьянкам, оставляя на оцепеневшую и холодную бабушку. А когда бабушка умирает, вообще бросает ее.
А девочка – как же она жаждет материнского тепла! Ей настолько одиноко, что она находит себе «друга» на кладбище – могилку утонувшего мальчика. Ходит к нему, носит цветы, конфеты и подарки, убирает могилку и строит ему красивую оградку. И все время ищет маму, все время умоляет ее побыть с ней. Наверное, эта любовь – она же жажда любви – в нас неистребима. Только когда мы убеждаемся, что в матерях ее не найти, мы все так же продолжаем искать, в разных местах, у разных людей. Если, конечно, не успеваем совсем омертветь и превратиться в таких же ледяных мамаш.
Как те, кто снисходительно недоумевали на обсуждении этого фильма в программе Александра Гордона (и он сам в том числе), зачем все это нужно. Зачем показывать эту чернуху, этот гротеск? Хотя врач-психиатр, присутствовавший на программе, пытался докричаться, достучаться до всех непонимающих, показать, как часто признаки вот этой злобной нелюбви, эти «зоновские» интонации, холодность, злоба встречаются в нашей повседневной жизни, в обычных, с виду благополучных семьях. Не удивительно после этого читать отзывы, подобные вот такому, оставленному одной дамой: «Я не выступаю категорически против недоразвитых детей, но эта девочка не вызвала у меня ни грамма сострадания, более того я сама не смогла бы жить с таким ребенком-отшельником.» Да что там недоразвитая девочка! Сколько здоровых, умненьких и красивых детей не могут вызвать в своих матерях «ни грамма сострадания», годами живущие в холоде отвержения!
Приведу еще несколько отрывков из отзывов зрителей, которые, на мой взгляд, верно ухватили суть и смысл фильма:
Александра (Новосибирск):
«Когда смотрела фильм, недоумевала, почему все так дерзко, почему так непристойно ведет себя мать... Но потом задумалась, ведь в нашей жизни действительно очень много ужаса и глухости. И особенно тяжело, когда эта глухость проявляется к детям. Я мысленно ставила себя на место маленькой девочки и ощущала сразу удушающее желание убежать из этого дома, от этих людей. Но бежать-то ей некуда. Сразу появляется ощущение какой-то безысходности. И действительно многие дети попадают в подобные ситуации. Настолько неудовлетворена была потребность в теплом, близком общении, понимании, любви, что девочка не смогла найти себе друга нигде, кроме кладбища. Это горько осознавать.»
Karla (Алматы, Казахстан):
«Не знаю, какую цель преследовал режиссер, но то что он привлек внимание к проблеме одиночества и НЕЛЮБВИ в семье это можно сказать удалось ему на 100%. Немного удивили резкие выпады и какие-то "пространно-умные" разглагольствования критиков и разных умных дядечек по поводу стилистики, цветовых и шумовых оттенков фильма.. сложилось ощущение, что они приходят на программу специально блеснуть своими так тяжело добытыми знаниями, искусным остроумием и богатым словарным запасом))) Я конечно понимаю что для профессионалов такого уровня это все может быть важным, но ведь фильмы в первую очередь снимаются для простых людей, с такими же или похожими проблемами и жизненными ситуациями, которые может быть однажды придя домой, уставшие, после работы, включат телевизор, посмотрят фильм "Волчок" и просто захотят ПОГОВОРИТЬ со своим ребенком.»
Алена (Тольятти):
«В 6.00 утра один из наших сыновей пришел к нам в спальню, лег в ноги и заснул - по мнению Г-на "необъяснимый" поступок... я та самая мать, не шлюха снаружи, с виду все прилично, но вместо алкоголя и похоти - работа, уныние, постоянные побеги от себя и от детей. Чем мы лучше, мы такие же, как ОНА, только думаем о себе, что уж мы-то не такие...»
AleksandrI (Барнаул):
«Фильм Василия в интерпретации г-на Г-на и вывода его зарытого показа - это очередное безыскусное творение в рамках самовыражения начинающего фильмача. Чего он (г-н Г-н) и пытался добиться, изначально (что непозволимо ведущему дискуссии) обозначив свое отрицательное отношение к фильму.
Я зритель, не эстет и не критик, смотревший, что говорят, с широко открытыми глазами. Красиво отработанный фильм. С массой находок, с небольшим количеством провалов. С потрясной игрой актеров... точнее актрис, поскольку тема мужика в фильме утонула и не вынырнула. И мне кажется, что обе стороны, просматривавшие "Волчка" с Г-ном, и его одобрители и его хулители, не услышали самого автора - Василия Сигарева. Они говорили обо всем, что могло хоть на шаг отодвинуть оппонента в сторону. И не заметили, к моему великому сожалению, того, что на самом видном месте фильма. Не детская любовь к матери, не капля крови на молочной пленке, не ставший другом мёртвый мальчик, и даже не волчок.
То, что лежит на поверхности, мы не замечаем. Смерть - это то, что прошло сквозь весь фильм. Началось с убийства, закончилось смертью девочки. Она не могла остаться в живых изначально, но карабкалась, держалась за жизнь только верой в мать, верой в то, что ее связь с мамой неразрывна. Как только она разуверилась впервые - это вызвало очередную смерть. Вспомните колючего ёжика... И девочка это поняла. Не поняли того те зрители, которые взялись обсуждать работу отличного, с огромным потенциалом автора, ни хрена его не поняв. А он молчал, и только пару раз за время беседы вставил слово, которое услышано не было. Молодец, Василий, мне импонирует его отношение к тому Г-новскому разговору - скупая усмешка умного человека пред лицом толпы озабоченных псевдоинтеллектуалов.
Фильм о жизни, которая не видна ни Швыдкому, ни Гордону, ни Бильжо, ни остальным эстетствующим гостям передачи «Закрытый Показ». Для них это очень далекая романтика быдла. Они смотрят на героев фильма, как домохозяйка на таракана – не задумываясь о его жизни, судьбе или личности. И готовы с презрением прихлопнуть одним ударом своего божественного тапка. Забывая, что люди – не тараканы. И именно они составляют тот костяк, который кормит их, перезрелых фруктов отечественного, и не только, искусства. Своей смертью кормит, загнивая и становясь для них удобрением.
Из Василия Сигарева вырастет Мастер, и это видно невооруженным взглядом. И его работа стала открытием. И то, что ее оценили на серьезных конкурсах – признак того, что не всё потеряно. Что у людей в душе еще Бог живет. А он не живет в мертвых душах. Успеха Василию, Яне, Полине, и всем, кто принял участие в создании чуда – рождении веры в любовь, пусть и приходящую таким горьким путем.»
Андрей (Десногорск):
«Сплошь и рядом такие или почти такие ситуации мы все видим в жизни, когда с детьми обращаются вот так вот. Посмотрите на мам, которые кричат во все горло на свое чадо, откровенно и от души лупят за любое как им кажется плохое дело, которая пытается кому-нибудь "сбагрить" ребенка, чтобы пойти погулять, говорит ребенку слова - надоел ты мне, ты мое наказание, я с тобой с ума сойду и подобное (это я еще мягкие слова пишу, которые произносят мамы). Думаю многие мамы увидели или увидят себя в фильме и дай бог задумаются о чем-то. Были слова о какой-то неадекватности бабушки в фильме. Господи, о какой адекватности может идти речь? Вам показали действительность, то, что в жизни происходит. Бабушка, которая всю жизнь прогорбилась в колхозе, не кончавшая институтов, не ходившая в театры, боящаяся свою дочь - никогда такого не видели? Пару слов 30-40 летним кинокритикам, сидевшим по правую руку от Гордона - проживите четыре жизни и еще одну, став философом жизни, может быть поймете это кино. А пока вы КРИТИКИ, все в одном слове. Из ваших уст я слышал ахинею, притом еще и некоторые, с красным от напряжения лицом, просто хотели блеснуть своей начитанностью и своим интеллектом, придумывая какие-то, как ему казалось, сюжетные линии, которые хотел показать режиссер. Вот это была точно лажа, видимая за версту. Вы сильно там погрязли в эстетство и гламур, спуститесь на землю, покатайтесь по деревням, поживите там, посмотрите жизнь, почувствуйте её, почувствуйте как живет простой русский народ - потом будете говорить - о русской жизни этот фильм или нет.
У меня внутри фильм просто кричит - люди, что вы делаете, задумайтесь о том, что вы творите и что творится вокруг!»
Александра:
«В программе "Закрытый просмотр" было много слов сказано про этот фильм. Очень много текста со стороны умных интеллигентствующих дядек. Интересное сочетанию прозвучало - чёрное молоко. Да, фильм для многих кажется "рвотным".НО. Зрителю история это понятна. Понятна по одной простой причине - чёрное молоко - это реальность. Детские дома переполнены волчатами, которые вскормлены им. Умные дяди и тёти - загляните туда. И в глаза этим косноязычным детям. Звучат упрёки, что подобный арт-хаус есть гротескность настоящей жизни. Нет в фильме гротеска. Не нужно было режиссёру никакое увеличительное стекло. Всё на ладони. Далёким от провинции не дано прочувствовать, как это: в городе без названия, с людьми без лица и имени. Сытых детей с толстыми щёчками можно посмотреть в рекламах Pampers. Такие фильмы как "Волчок" - это лекарство от общественной катаракты. Желаю от всей души Василию Сигареву творческих побед!»
Присоединяюсь к последнему пожеланию и выражаю огромную благодарность режиссеру за этот фильм!
|