Маски насилия
Вообще-то, дальше я собиралась писать про то, что бывают разные жертвы,
но, видимо, придётся сперва написать про то, что бывают разные
насильники. Общество всё-таки медленно, но верно движется в сторону
гуманизации и осуждения насилия, поэтому чистый тип
абьюзера-пробы-ставить-негде, откровенно и публично заявляющий, подобно
волку из крыловской басни, что, дескать, ты виноват уж тем, что хочется
мне кушать, встречается на просторах двадцать первого века не слишком
часто; большинство тех, у кого опция "нельзя потому что нельзя" не
установлена от слова совсем, рано или поздно изолируют от общества в
специально предназначенных для этого местах.
С одной стороны, это
хорошо, с другой - ибо жизнь, в принципе, устроена сложнее, чем задачка
по арифметика для третьего класса, в которой может быть только одно
решение и один ответ - с насилием начинается ровно то же самое, что и с
микробами после изобретения антибиотиков. Оно видоизменяется,
трансформируется и активно прячет суть свою - которая есть стремление к
власти над другими - под разнообразными масками.
Ниже - обзорный экскурс таких масок, не претендующий на всеохватность:
1. Модель под названием "А чё такого?".
Одна из самых распространенных среди индивидов с образованием большим,
нежели восемь классов и пять подворотен. Суть модели в том, что все животные равны, но некоторые из них равнее нельзя, оно, конечно - нельзя, но, вообще-то - можно. Назначение - выдать патологию за норму. Имеет обычно две модификации:
- "так живут все" - применяется обычно в семьях, традиция побоев и издевательств над слабыми передаётся из поколения в поколение - и
- "он(а) это заслужил(а)" - кристальной ясности образчик можно зачитать здесь. Без комментариев.
Модель стандартно устроена по принципу простейшей двухходовки, где первым ходом объясняется, почему насилие в данном конкретном случае
предписывается насилием не считать, а считать его чем-то другим; а
вторым ходом на роль "проблемного" возмутителя спокойствия назначается
тот, кто рискнёт назвать происходящие явления их истинными именами.
По
последствиям - самая, пожалуй, опасная модификация; долгое пребывание
внутри этой модели с невозможностью выбраться наружу - в семье или в
школьном коллективе - приводит к тому, что человек, во-первых,
разучается идентифицировать насилие как насилие, во-вторых, привыкает
"не доверять самому себе", решая мучительный внутренний конфликт между
"думаю, что всё нормально" и "чувствую, что мне плохо" через отторжение
собственных чувств. Отторгнутые чувства постепенно формируются в симптом
- депрессию, фобию, панические атаки, пищевые расстройства, разного
рода зависимости, букет хронических заболеваний, далее - списком, с
каковым симптомом индивид и может когда-нибудь потом дойти до
психотерапевта. И - да, конечно, будет хотеть при этом волшебную таблетку чтобы
симптом убрали, а всё остальное не трогали. Связи между первым и вторым
индивид не будет видеть долго и честно, ибо видеть такие вещи не
приучен, а приучен как раз к обратному.
2. Модель "Сама-дура-виновата" (в мужском варианте - "Сам себе злобный баклан"). Как
уже упоминалось, бывает зело популярна среди людей, называющих себя
психологами. Суть модели - в развитии у индивида мании величия ("пионэр,
ты в ответ за всё!" - независимо от количества и качества "всего"),
сопровождаемой патологической виной за неспособность со всем справиться в
одно своё лицо. Назначение - поиск "стрелочника".
Тоже имеет две модификации: - "жертва сама выбрала быть жертвой" - и
никакие обстоятельства в виде возраста, пола, психического и
физического здоровья/нездоровья окружения, политической и экономической
ситуации и социо-культурных традиций на этот выбор не влияют - с
примером можно ознакомиться здесь - и
- "неправильно поступал(а)" -
подразумевающая, что жертва может и должна перевоспитать абьюзера и
наладить с ним отношения, но не потрудилась это сделать - примером можно
насладиться вот тут.
Тоже
двухходовка, где индивиду сперва рассказывается про его великое
могущество в отношении всех и вся, а вторым обвиняется в "перекладывании
на других ответственности за свою жизнь". Тоже непростой по последствиям случай, ибо мания величия - вещь приятная, жаль только - сильно травмоопасная.
Автор - Алёна Лукьянова
Источник: http://lual.livejournal.com/351543.html |